Версия для слабовидящих

Советы педагогов

КАК СТАТЬ КУЛЬТУРНЫМ?
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно себя вести в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
С первой минуты жизни человек вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализация (присвоение общественного опыта) и индивидуализация (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). На гармонизацию этих двух начал направлено образование ребенка.
Этикет – это условный язык поведения человека в обществе. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, судят об уровне его культуры, о нравственности и интеллектуальных достоинствах. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике.
Воспитание культурного человека – это ежедневная и ежеминутная работа взрослых, в процессе которой создаются условия для становления у детей осознанного отношения и поведения.
Задачи взрослых в воспитании культуры поведения детей:
  • Знакомить с правилами этикета;
  • Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • Учить детей видеть свои недостатки и уметь их исправлять;
  • Учить детей избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
  • Учить относиться к окружающим с заботой и терпением;
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
  • Воспитывать сострадание ко всему живому.
Для формирования у детей этического мировоззрения могут быть использованы различные средства:
  • Беседы;
  • Игры;
  • Традиционные ритуалы;
  • Детские художественные произведения;
  • Фольклор  и др.
В развитии добрых чувств у детей и культурного поведения наличие положительного примера играет первостепенную роль.
 Дети должны видеть проявление лучших черт характера в повседневной жизни взрослых, в их нравственном выборе. Воспитателям необходимо следить за тем как они общаются друг с другом в присутствии детей, как ведут себя с посторонними, в общественных местах. Необходимо оберегать щедрую детскую душу, поддерживать положительные эмоции. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают ему свое доверие, веру в его возможности и силу, у ребенка формируется чувство эмоционального благополучия. Ребенок понимает, что его любят и старается отвечать окружающим тем же.
Этические вопросы родителей интересуют редко, плоды нравственного воспитания пожинаются не сразу.
Главное, о чем они заботятся – здоров ли ребенок, как ел, как спал, что было на занятиях. Большинство родителей хотят, чтобы их дети стали успешными, добились большего в жизни (и это понятно). Чтобы добиться успеха, некоторые родители для этого прибегают к критике. Результат, как правило, обратный. Критика, насмешка, ирония могут лишь замедлить развитие личности, То, что воспринял человек в детстве, порой определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные, знают, как нападать.
Дети, в насмешке выросшие, впитывают робость.
Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом – умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
А воспитание справедливостью – учит детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.
Все мы жаждем, чтобы нас ценили такими, какие мы есть
                           Подготовила заместитель заведующего по ОД Апанасевич И.С.
     по материалам журнала «Дошкольное воспитание» № 3 2006г.
Карта сайта