Версия для слабовидящих

Как научить ребенка управлять своим поведением

«Как научить ребенка управлять своим поведением»

Дисциплина

Большинство родителей согласятся с тем, что в некоторых случаях требу­ются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим ли выходом бу­дет накричать на ребенка, поставить его в угол или просто отшлепать?

Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, означающего «учить». Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контро­лем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют самим себе. Дети считают, что правила - это форма защи­ты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.

Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти при­емы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата. Цель же наказания состоит в том, чтобы дети неукоснительно выполняли наказы родителей. Но только оно не дает им ключа к тому, как они должны себя вести.

Рассматривайте мотивы

В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих де­тей. Но ребенок редко имеет намерение поступить плохо. Нежелательное пове­дение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Одна­ко в том случае, если действия ребенка все время враждебны или он постоянно что-нибудь ломает, родителям следует проконсультироваться с педиатром. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть послед­ствия своих поступков. Главная забота родителей - принять меры предосто­рожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей.

Обвинения и телесные наказания, в конечном счете, неэффективны. Разу­меется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных про­блем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но он не знает, что сделалнетак.Почемунельзя заниматься исследованиями, какученый? Раз­ве плохо быть любознательным?

Разве он трогал чужие вещи? Ребенок не знает ответов на эти вопросы, и нет уверенности в том, что он не совершит тех же ошибок в дальнейшем.

Есть и другие отрицательнее последствия такого подхода. Когда на ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали пло­хим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.

Тайм-аут

Тайм-аут - классический прием позитивной дисциплины. Им можно пользоваться настолько часто, настолько это необходимо. Это прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной трав­мы. Он дает как ребенку, так и родителю возможность успокоиться и избе­жать углубления конфликта.

Методика тайм-аута очень проста. Если ребенок нарушил правило, вы спокойно говорите ему: «Тайм-аут». Конечно, речь идет о таком правиле, ко­торое ребенок знал и раньше. («Тебе не разрешается самому открывать холо­дильник. Тайм-аут».)

Важно действовать незамедлительно, чтобы ребенок понял связь между своим поступкомитайм-аутом. Время на раздумье-3 минуты. После переры­ва ребенок возвращается к игре. Не следует больше его ругать или как-то на­поминать об инциденте.

Дисциплина - это не просто слепое послушание. Чтобы из маленьких де­тей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.

Подготовила педагог-психолог Тур С.В.

Карта сайта